ДИАЛОГ С УЧИТЕЛЕМ

“Я всегда выделялся за грань тихого троечника…”

Бельгов Дмитрий Юрьевич

Что он спрашивал? Что на "первых партах"? Какое у него настроение? Эти вопросы постоянно задают... после урока истории. "Он лучший учитель в школе!" Так говорят многие. Строгий на уроке, Бельгов Дмитрий Юрьевич остается интересным человеком... Мы решили устроить вторжение в мир нашего учителя и во всём разобраться. Наши корреспонденты Ежова Полина и Товстолес Оксана вместе с Назаровой Викой узнали всё, что так давно интересовало многих...


Оксана: Что бы вы сами хотели поведать нашим читателям?
Дмитрий Юрьевич: О! Как интересно! Что я должен о себе «ПОВЕДЫВАТЬ»? Из какой области моей замечательной жизни вас интересуют сведенья? Если вас интересуют мои биографические данные, они очень скромные: закончил школу, работал на заводе, поступил в институт, закончил институт, работаю в школе.
Полина: Замечательно...
Дмитрий Юрьевич: Замечательно, не замечательно... Но сколько содержания это вместило, вы бы знали!
П.: Практически целая жизнь...
Д.Ю.: Ну, не целая ,я надеюсь! Ещё пока кусочек.
О.: Хорошо. В детстве у вас было желание пойти в школу?
Д.Ю.: В качестве учителя или ученика?
О.: ...Ученика...
Д.Ю.: Я с удовольствием относился к школе, не очень учился, правда, но школу любил, а отдельно уроки, наверно, нет. Так же, как и сейчас, школу люблю, а уроки... собственно не всегда. Школа - форма общественной жизни. Не было к ней особого отвращения... Нет, ну, конечно, если сегодня зачёт по английскому языку, я "ломал себе ногу", чтобы его прогулять. Это всё было! Но нежелания ходить в школу не было. Я всё время хранил о ней ностальгические воспоминания, когда вырос, хотя и не был отличником.
О.: А какие у вас были успехи?...
Д.Ю.: Я закончил школу то ли с 7-ю, то ли с 8-ю тройками (прим.: университет Д.Ю. Потом закончит с красным дипломом без единой четвёрки). Нормальные успехи, очень даже "успешные", но я, на мой взгляд, всегда выделялся за грань тихого троечника, занимался общественной работой, был активист в определённом смысле этого слова, но эта активность не касалась целого ряда предметов, им «повезло» меньше.
П.: А уроки вы прогуливали?
Д.Ю.: Конечно.
П.: Часто?
Д.Ю.: Мы прогуливали так, что было незаметно, не помню, чтоб меня засекали за моей деятельностью. Нет, прогульщиком я не был. Пропускал, когда очень не хотелось идти на урок или очень не надо было, ведь понятно, чем это кончится,- двойкой.
П.: Были предметы, которые вы особенно любили пропускать?
Д.Ю.: Нет, не было. Я пропускал по смыслу: не дать совершиться получению двойки. Одного предмета как такового не было.
О.: А любимый предмет?
Д.Ю.: Не люблю вопросы о «любимой книжке»: люблю, не люблю! Мне давались гуманитарные предметы. История, литература - по ним у меня были лучше оценки. Не любимые— это технические предметы; например, математика, физика. Я на уровне класса 7-ого знаю их. Сказать, что такое логарифмы и чем они отличаются от интегралов, я не могу...
О.: Мы тоже...
Д.Ю.: Зато я в столбик хорошо считаю, в уме считаю, думаю, лучше вас и таблицу умножения ещё помню!
П.: Мы тоже...
Д.Ю.: Ну вы... не все... помните. И физика - это такой вот ужас, там вообще ничего не понятно! По химии я учился, хм, не очень, но там, как ни странно, я что-то помню, также и по биологии. Ну, там дальше русский язык, английский - это мы вообще не берём. Ну, а какой предмет любишь? В котором разбираешься, конечно.
О.: А когда у вас появилось желание стать учителем?
Д.Ю.: Да никогда оно не появлялось! Наивные люди! Объясняю: я пошёл в институт им. Герцена, т.к. историю всегда любил. В университет тогда было не поступить, да и в Герцена было 6 человек на место. Я поступил. Там меня учили, учили, учили, а потом я начал думать : куда собственно идти, т.к. надо работать, надо что-то кушать. Я бы даже не пошёл в школу, не было у меня таких планов! Проходя мимо своей школы, зашёл, и оказалось: «А! Требуется учитель истории». Ностальгия меня завлекла. Учителем я стал только из-за 13-ой, если бы была какая-то другая, ни за что! Здесь был нужен учитель, здесь были часы, была ставка, а планов, далеко идущих, у меня не было.
П.: Откуда появился ваш оригинальный метод преподавания?
Д.Ю.: А чем он "оригинален"?
О.: Совершенно не похожий на методы других учителей.
Д.Ю.: На мой взгляд, я значительно больше использую классические традиции: вызываю к доске, мне отвечают пунктики. Это не оригинальность! Тестирование - вот оригинальность...
О.: Ваши конспекты - это не просто нудное зачитывание...
П.:. Детям это нравится. Вы завлекаете, и они вас слушают.
Д.Ю.: Моя задача, чтоб людям не было скучно. Если людям скучно - и мне скучно!
П.:. Вы просто заставляете нас думать...
Д.Ю.: Ну, это уже другой вопрос... Я знаю, что ко мне существует достаточно неплохое отношение. Это всё не из-за истории - плевать вам всем на предмет историю, впрочем, как и на математику с химией, подавляющему большинству, мы не берём отдельно взятых индивидуумов. Любой преподаватель знает, что любовь к предмету - это отношение к учителю. Это общепсихологический момент. Мне всегда было интересно работать, мне всегда интересны, с позволения сказать, дети, просто как люди, поэтому я отвлекаюсь часто, а чем юнее человек, тем тоньше он чувствует, говорят опять злые психологи, я думаю, что это заметно, что я не равнодушно отношусь к тем, с кем я работаю, это имеет определённую отдачу и определённый отклик. Человеку всегда приятно, особенно школьнику, когда его не воспринимают просто как объект работы: пришёл - сделал то, что положено, и ушёл. А когда к нему (ученику) относятся как к человеку (смеётся), естественно, это всегда импонирует. Потом маленькие дети, вы не забывайте, у них была одна учительница, хорошая, плохая, неважно, а тут пришёл дядя с бородой, кричит, кулаками стукает, пропорции большие, у меня есть фора в этом смысле, для ребёнка это всегда ново и неожиданно. И ещё много чего там есть...
П.: А откуда появились знаменитые "первые парты"?
Д.Ю.: А ,не знаю, в процессе придумалось... Истоки могу сказать. Мне нужны оценки. Если я буду спрашивать только устно, проводить фронтальный опрос (опрос всего класса, преобладание вопросов, на которые даются быстрые ответы) и за это ставить оценки, я этого не люблю, потому что много хорошо знающих, а если отделить те 7 человек, которые поднимают руку, от тех , которые сидят, то окажется, что это не так. Поэтому я люблю вызывать к доске - тут видно, человек знает или нет, но если я буду вызывать только устно, у меня не будет хватать оценок, чисто технически, т.к. материал большой, новый материал всё время. Хорошо у физики: решение задач, решение задач - можно спрашивать, а у меня каждый день новый материал по программе. Я просто вынужден накапливать оценки, а только письменные работы тоже нельзя давать, поэтому так мы варьируем.
П.:. А вы знаете, что это гораздо сложнее, у доски мы можем защищаться, а письменно сложновато...
Д.Ю.: А это я с тобой тоже должен спорить, потому что это кому как: есть, которым легче устно, есть которым - письменно. Да, с определённой стороны, у доски легче, а с другой точки зрения, я дополнительных вопросов не задаю пишущим. Это кому что. Как правило, более слабым ученикам легче письменно отвечать.
О.: Какой раздел истории вам ближе?
Д.Ю.: Мне больше нравится история 19-ого и первой половине 20-ого века.
О.: Сейчас в школе много детей, чьи родители были вашими одноклассниками. Каково вам видеть этих бывших «однокашников»? И выговаривать им за детей?
Д.Ю.: Грустно! Грустно! Это абсолютное безобразие! Ходячие, живые напоминания о прискорбном возрасте. Тут живёшь, как нормальный человек, ничего не замечаешь, чувствуешь себя... ничего, а вокруг ходят разные живые напоминания о том, что у кого-то там чуть не внуки, я, конечно, шучу, вы понимаете... Но, с определённой точки зрения, "в каждой шутке есть доля шутки", дети - это живой намёк на то, что годы идут всё быстрее и быстрее. Ну, а так, в принципе, конечно, интересно.
О.: Как вы проводите время, свободное от проверки жуткого количества работ?
Д.Ю.: Школа даёт определённое количество свободного времени. 4 месяца в году, в общем, не заняты. Я работаю где-нибудь ещё, не от- того, что мне денег не хватает, просто я не люблю свободное время в традиционном его понимании: лежании на диване Езжу куда-нибудь, встречаюсь с друзьями, у меня много друзей, отмечаю разные праздники. У меня нет определённого хобби. Люблю активный образ жизни, я не спортивный человек, но при этом жутко активный. Такой непоседливый и лёгкий на подъём. Меня сложно застать дома. Время есть. Раньше в детские лагеря ездил. Теперь я в другой сфере летом работаю, так что детские лагеря выпали, но они ещё могут вернуться потом.
О.: Вы частенько ходите с классами в походы, ведёте АКТИВНЫЙ образ жизни. Не хотите организовать туристический кружок?
Д.Ю.: Да я хотел бы, чтобы он был, но не могу организовать, не специалист. Могу пойти с ребятами в походы, но беру инструктора. Я не турист, у меня мало знаний. Я хожу, потому что нравится, и ребятам тоже. Общение - это очень важно.
П.: А теперь вопрос-шутка: Кого и что бы вы взяли с собой в разведку?
Д.Ю.: Из учеников взял бы многих. Да и из коллег тоже. Но в процентном отношении из учеников больше. И друзей, которых я тоже люблю... Люблю— тоже слово «неправильное». Я его вообще не люблю - это слово "люблю". Его затрепали. А что взял бы? Не знаю... Еды, а нет, лучше водички, я вот водичку разную люблю. Поесть - ладно, а попить...(пьёт...Bonaqvа-у).

Интервью подготовили:
Ежова Полина, Товстолес Оксана.
Фотокорреспондент: Назарова Вика.

Сайт управляется системой uCoz