ЭКСКЛЮЗИВ

“Искусственный лист растения, вырабатывающий О2, сделан 20 лет назад...”

19 февраля открылась 71 городская олимпиада по химии. Редко удаётся побеседовать с теми, кто составляет олимпиадные задания, с теми, кто вершит школьные судьбы. Ведь для кого-то олимпиада - пропускной билет в Университет. А для кого-то - показатель собственной образованности. На открытии олимпиады побывал и побеседовал с представителями жюри корреспондент химического портала Chemworld.Narod.Ru Андрей Васильев.

- Надеюсь, ни у кого из присутствующих нет сомнений в том, что химия является центральной наукой в современном естествознании? - так начал своё вступительное слово Михаил Юрьевич Скрипкин, доцент химического факультета СПбГУ, член жюри Санкт-Петербургской олимпиады по химии. И если с вышесказанным утверждением ещё можно поспорить, то тот факт, что олимпиада - один из немногих методов, которые помогают выявить талантливых школьников, очевиден. За те годы, что проводится олимпиада (а в прошлом году была юбилейная, 70-ая), многие "олимпиадники” влились в ряды современной российской науки. Далее пойдёт речь не столько о химии, сколько о предметных олимпиадах вообще как о неотъемлемой части школьного образования. Естественно, что те процессы, которые происходят сегодня в образовании, отражаются и в олимпиадах. По мнению Михаила Юрьевича, в последние годы происходит снижение уровня знаний школьников. Однако связано оно не c нежеланием учеников получать знания, а с недостатками школьного образования (здесь и далее цитируется интервью членов жюри олимпиады химическому порталу chemworld.narod.ru).

- Современных школьников слишком мало загружают в школе. Ученики не привыкли работать, а школа не учит их работать, - считает Михаил Юрьевич.
Сходного мнения придерживается и его коллега, Борис Викторович Миссюль, куратор 11 классов, сотрудник НИИ Экспериментальной Медицины (приводим фрагмент беседы):
Б.В.: Тот же самый ответ, однозначно. Если бы их, школьников, хоть чему-нибудь учили в школе, они бы здесь, на городском туре, брали бы 50% баллов. Хоть ЧЕМУ-НИБУДЬ!
А.В.: Чем вызвана такая ситуация? Раньше-то умели учить! Может быть, финансы...
М.Ю.: А вот это уже вопрос о тех, кого у нас сегодня готовит педагогический институт. Людей, знающих химию, или людей, знающих методику преподавания.
Б.В.: Сейчас нет ни того, ни того.
А.В: Но в Университете Герцена те же самые люди остались, обучают так же...
М.Ю.: Нет, за последнее время и там произошла большая смена людей, и городские учителя в большой степени сменились. За последние годы ушло очень много известных сильных учителей. Очень резкие изменения.
А.В.: А причина в чём?
М.Ю.: Возраст.
Таким образом, очевидное, на мой взгляд, падение уровня образования (во всяком случае в естественно-научных областях) вызвано целым комплексом причин. Правда, время, а с ним и современные технологии, ставят перед оргкомитетом олимпиады и иные вопросы. Помимо традиционных конспектов, банальных шпаргалок и толстенных учебников (их было изъято около 4 штук, один из учебников весит 3 кг: олимпиада – штука сложная!) на помощь участникам приходят мобильные телефоны (с подсказкой "звонок другу"), а также карманные портативные компьютеры (КПК), которые вскоре станут столь же распространёнными, как и мобильные телефоны. И тут уж у школьника полный набор источников информации: в КПК можно хранить электронные книги, базы данных, есть выход в сеть интернет и прочие интерактивные возможности. В общем, выхода для составителей олимпиад только два:
а) ужесточить правила проведения олимпиады (вплоть до обысков);
б) в корне изменить принцип составления задач.
Кстати, о составлении задач. Многие замечают тенденцию: с каждым годом олимпиады становятся всё сложнее и сложнее (при том, что уровень знаний падает). Михаил Юрьевич объясняет это тем, что с каждым годом сложнее становится всероссийская олимпиада, и для участия в ней нужна серьёзная подготовка.
- На мой взгляд, всероссийская олимпиада порой превращается не в олимпиадные задания, а в конкурс вузовских учебников. Проверяется то, как участник знает вузовский учебник.

Отметим, что представители жюри олимпиады - не «бумажные крысы», а действующие учёные. С ними можно побеседовать не только о самой олимпиаде, но и о науке в целом:
А.В.: На Ваш взгляд, химия останется доминирующей в 21 веке или её место займёт биохимия, генная инженерия, какая-нибудь другая наука?
М.Ю.: Я бы не стал так сильно разделять эти науки. Идёт взаимопроникновение наук. И химия, биохимия - они все должны идти вместе. И никакие достижения биологии невозможны без химии.
А.В.: А энергетика будущего? Это прерогатива физиков? Что нас ждёт - термоядерный синтез, ещё что-нибудь?
М.Ю.: Трудно сказать. Термоядерный синтез очень трудно научиться держать в узде. Может быть, тут тоже смогут помочь химики.
А.В.: А перспективы искусственного фотосинтеза. Они есть?
М.Ю.: Работ таких довольно много, но насколько это целесообразно, трудно сказать. Пока. Искусственный лист растения, вырабатывающий кислород, уже сделан, причём давно. Это было сделано лет 20-30 назад.

// Андрей Васильев,
специально для газеты «Импульс»

Сайт управляется системой uCoz